Надо сказать, что я наконец-то сподобилась посмотреть несколько фильмов, которые вроде как давно собиралась глянуть, но почему-то никак не складывалось.
Во-первых, это Little Boy Blue. Наверное, сейчас бы такую короткометражку снять не рискнули бы, потому что мысль в ней нетолерантная по нынешним меркам, несмотря на то, что в основе - вполне реальная и очень трагичная история о том, что как бы что ни говорили, из мальчика девочку не сделать.
Впрочем, LBB излишне прямо и грубо мысль свою доносит, пусть в несколько сказочном антураже: насилие социальное, психологическое метафорично показано как надругательство над ребенком, в самом прямом смысле. Это очень страшно, это очень неприятно, но в то же время и очень безыскусно. Отдельно хочу отметить работу с цветом - картинка яркая, сочная, подчеркивающая иносказательность. Действительно сильно. Ну и замечательная девочка в главной роли. Сейчас бы тоже раскричались, что нельзя такую роль играть просто девочке, так что хорошо, что эта короткометражка была снята тогда, когда была снята, а не сегодня - со всеми этими плясками и осуждениями всего и вся.

Во-вторых, это "Голоса с того света". Определенные надежды на это кино у меня возлагались - потому что хорроры североамериканского производства уже становится невозможно смотреть, такие они вторичные, стерильные и скучные, а Бразилия совсем недавно внезапно порадовала замечательным многоуровневым Mal Nosso. Честно говоря, по аннотации и паре анонсов я думала, что сюжет "Голосов" будет развиваться в несколько ином русле, но в итоге имеем то, что имеем. Историй про то, что с мертвецами шутки плохи, ибо месть с того света страшна, мы видели уже не раз, а ведь завязка была такой многообещающей! Хотя, если подумать, то и про медиумов историй тоже предостаточно, так что не знаю, можно ли было бы вообще развернуть сюжет в целом в что-то совсем необычное. В любом случае, смотреть было интересно, несколько моментов были вообще на высоте, так что остается надеяться, что бразильские режиссеры продолжат в том же духе и подхватят упавшее из рук мексиканских коллег знамя латино-хоррора.

В-третьих, это The Other Lamb, оно же "Приди ко мне" в нашем прокате. Надо сказать, что "Агнец" вышел в один год с "Солнцестоянием" - и бывалая фестивальная мастерица Малгожата Шумовска с легкостью уделала многообещающего, но только начинающего свой путь хоррормейкера Ари Астера на поле драма-хорроров о религиозных культах и женской натуре [хотя, конечно, оба фильма совсем не уровня "Плетеного человека"
- классического из 1973 года, а не той гадкой подделки 2006-го]. И это при том, что фильм Шумовски короче, бюджетнее и куда менее кровав - но при этом куда более драматичен. Отмечу, что в "Агнце" используется тема псевдохристианской секты, а не языческой, но в любом случае это все игры разума с интерпретациями мифов, так что сравнение с "Солнцестоянием" вполне уместно. Отличная работа оператора - ирландская природа и краски, то яркие, то мрачные, становятся не просто декорациями - символами. Пастырь и его покорное стадо - легко представить это и как метафору, и как реальную историю, потому как сколько таких микрокультов по всему миру? Страшно представить. Наверное, самым жутким был момент с ушедшими Женами. И вроде все за кадром, но... Вода святая, вода живая, вода мертвая...
Хотя, как и в случае с "Голосами", я ждала чего-то более внезапного. Разве что до сих пор поражает, что Шумовска продолжает успешно работать со своим бывшим мужем - Михалом Энглертом [он тут как раз оператор] - и следующую общую работу "Снега больше не будет" снимали и писали вместе, да еще и в одной из главных ролей нынешняя супруга Энглерта Майя Осташевска [хотя она и до того у Шумовской с Энглертом снималась]. Как это часто бывает - социальная повестка диктует одни сюжеты, а в жизни все совсем не так

В-четвертых, это "Марионетка", которая, в отличие от вышеназванных фильмов, посмотрелась совершенно случайно. Здесь, как и в "Агнце", режиссер из континентальной Европы: Шумовска, понятное дело, из Польши [ах, Краков!], а Элберт ван Стрин - из Нидерландов, к тому же, быть может, знакомый поклонникам хоррора по средненькой картине как минимум десятилетней давности "Черная вода", которая как бы нам намекает, что режиссер питает слабость к теме странных детей и резким сюжетным поворотам. Однако в "Марионетке" речь совсем не о призраках, а о мальчике, пережившем тяжелую психологическую травму, и его взаимодействии с новым психотерапевтом. Казалось бы, и снова банальщина - но, поскольку фильм not from USA, все оказывается не так просто. Несколько раз думалось, что вот сейчас все закончится - а нет, новый сюжетный виток, и напряжение возвращается. Вопросы, на которые невозможно [по крайней мере, сейчас] дать однозначные ответы, немного религии, немного науки, немного экзистенциального, немного бытового... И в результате обилие твистов смотрится органично и уместно, то есть не как в упомянутой "Воде". И неудивительно, что в похожих фильмах указывается "Девятая жизнь Луи Дракса". Точно так же задумываешься, где реальность, а где фантазия - и где ты настоящий, а где - придуманный кем-то еще. Гипнотически унылая атмосфера Шотландии очень этому способствует.